(Видение Божией Матери Темир-Аксаку), чтимый образ в г. Ельце Липецкой обл. (Липецкая и Елецкая епархия РПЦ). Икона была создана стараниями клира и прихожан елецкой ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в Аргамачьей (Аргамаченской) слободе в 1735 г. в воспоминание о событиях кон. XIV в. В 1395 г. Темир-Аксак (Тамерлан) овладел Ельцом, перебив жителей и пленив елецкого кн. Феодора с боярами. Согласно преданию, в сонном видении Темир-Аксаку явилась Богородица, и наутро он повернул войска вспять, опасаясь поражения.
Отступление Темир-Аксака связывают с чудом от Владимирской иконы Божией Матери: 26 авг. 1395 г., в день явления Богородицы Темир-Аксаку под Ельцом, в Москве перед Владимирской иконой, перенесенной по просьбе вел. кн. Василия Димитриевича (1371-1425) из Владимира, совершалось всенародное моление (ПСРЛ. Т. 25. С. 222).
В топографии окрестностей Ельца с местом чудесного видения Темир-Аксаку связывают Аргамаченскую слободу в устье р. Ельчик напротив елецкой крепости. О происхождении названия Аргамачьей горы бытует легенда: богатырь-великан из стана Темир-Аксака джигитовал там на аргамаке и сорвался со скалы в реку. В 80-х гг. XVII в. в слободе взамен деревянного храма во имя свт. Николая Чудотворца была построена деревянная же ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделом свт. Николая Чудотворца (в 1789 освящена каменная). Ее главной святыней стала икона (не сохр.), принесенная в 1737 г. из Москвы клириками аргамаченского храма - свящ. Иоасафом Никифоровым, диак. Иоанном и дьячком Алексием. Бытует предание о том, что посольство в Москву отправилось, дабы «отыскать явленный на Аргамачьей горе образ, списать с него копию и принести в свой храм… намерение увенчалось успехом: они списали икону Божией Матери и, возвратившись пешком, принесли ее на своих руках на Аргамач-гору, в церковь» (Ридингер. 1993. С. 105-106). Несмотря на связь этого предания с легендарной историей древней Елецкой иконы Божией Матери, в зафиксированных историками-краеведами XIX в. надписях на принесенной иконе представлена реальная история ее создания. Пространные надписи помещались в 2 клеймах внизу иконы: 1-я сообщала о явлении Богородицы Темир-Аксаку, во 2-й излагалась история создания образа: «И сей образ… на сей дцке изображен, дабы чрез него сей Град Елец от всяких бед и зол, и скорбей, и напастей был освобожден… о бывшем оном в Граде Ельце Богоматернем явлении в книгах сыскано в Москве, на сей дцке изуграфным художеством написано в 1735 г. бывшим в том граде воеводою Маиором Иваном Григорьевым сыном Нащокиным тщанием того града Ельца церкви Св. Николая Чудотворца Священника Иоасафа Никифорова, Диакона Иоанна, Дьячка Алексея по их обещанию трудами» (Там же. С. 109-110; Назаров. 1896. С. 7-5). На иконе (по нек-рым сведениям, ее размер составлял 5×3 четв., ок. 1×0,6 м) была изображена «стоящая на облаках Царица Небесная с распростертыми руками, окруженная небесным воинством и со всеми святыми, идущая по воздуху на устрашение Тамерлана, который стоял в 1395 г. лагерем на Аргамач-горе. В нижней части иконы было изображено воинство Тамерлана и его шатер» (Ридингер. 1993. С. 105-106). Нельзя не отметить зависимость этого сюжета от цикла сказания о Владимирской иконе Божией Матери, известного с кон. XVI в. и включавшего сцену «Сон Темир-Аксака» (напр., в росписи ц. свт. Николая Чудотворца в Меленках, Ярославль, 1705-1707, худож. Ф. Фёдоров; на иконе «Богоматерь Владимирская, со сказанием» (клеймо 20) письма Кирилла Уланова, 1717, ПЗИХМЗ). Икона, украшенная серебряным позолоченным окладом, находилась в Рождественской ц. за левым клиросом. Ныне об образе напоминает изображение маслом, написанное в 2005 г. на зап. стороне зап. арки подкупольного пространства.
Почитание иконы в Ельце было таково, что ее списки быстро распространились по многим храмам города. Полные списки в точности воспроизводили иконографию первоначального образа, с той разницей, что легенда в клеймах (гл. обр. во 2-м клейме) могла варьироваться в зависимости от особенностей или пожеланий заказчика. Широко известен появившийся, очевидно, позже краткий извод композиции: Богородица с воздетыми в молении руками (тип «Оранта») стоит на облаке, ангелы - по сторонам вверху.
Одним из ранних известных списков Е. А. и. является икона, находящаяся ныне в Успенском соборе Паисиева Галичского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря (Костромская епархия). В центре многофигурной композиции представлена на облаке Богородица Оранта. Она облачена в синее платье с золотыми полосами отделки и в розовый мафорий с золотисто-охристым подбоем и золотой каймой по подолу. Разделка одежд выполнена «золотопробельным письмом». Уникальной чертой иконографии этой иконы является изображение на шее Богоматери ленты, на к-рой закреплен медальон с оглавным образом Спасителя. Это дополнение контрастирует по цвету и масштабу с основной живописью, но выполнено довольно искусно «акварельным», прозрачным письмом, сквозь к-рое просвечивает основной тон одежд. На списке, возможно одновременно с его созданием, воспроизведен вотивный предмет, украшавший протограф (ср. живописное изображение драгоценного «приклада» - цат - на иконах свт. Николая Чудотворца (1-я четв. и сер. XVI в., ГТГ; XVI в., СПГИАХМЗ)). Под облаком надпись плохой сохранности: «[Ел]ецки[я] Пресвятыя [Б]огор[од]ицы». Вверху в облачном обрамлении - Св. Троица (т. н. Новозаветная). В верхнем регистре справа и слева от Богоматери на облаках изображено в 3 ряда небесное воинство. В нижнем регистре слева представлены избранные святые: святители Алексий и Петр Московские, свт. Николай Чудотворец, прп. Савва Сторожевский - 1-й ряд; свт. Филипп, св. Алексий (человек Божий?), преподобные Сергий Радонежский, Антоний и Феодосий (?) Киево-Печерские - 2-й ряд. Справа - стены Ельца с куполами храмов в ограде города и под ними стан Темир-Аксака. Золотые поля и фон иконы, написанной на кипарисовой доске темперой, украшены резьбой по левкасу. По характеру письма, восходящему к стилистике владимирских мастеров, ориентировавшихся на палехскую иконопись, икона может быть датирована посл. четв. XIX в. Клейма с надписями следуют традиции изложения чуда явления Богородицы, во 2-м клейме отсутствуют сведения, к-рые могли бы прояснить историю создания этого списка. Известно, что 20 авг. 1980 г. икона была приобретена сотрудниками Елецкого краеведческого музея у местного жителя. В сент. 1995 г., в год празднования 600-летия явления Божией Матери Темир-Аксаку, икону передали Церкви. 3 сент. торжественным крестным ходом она была перенесена из музея в храм в честь Елецкой иконы Божией Матери. Оттуда икону переместили в собор в честь Вознесения Господня. В 1999 г. собор был ограблен, в числе 13 икон похитили и этот образ. По фотографии в 2003 г. был сделан список иконы, который ныне находится в соборе у левого клироса в киоте.
Согласно «Историческому описанию…» 1889 г., в соборе Вознесения Господня в Ельце «на левом переднем» столпе в нижнем ярусе помещалась Е. А. и. «в сребропозлаченной ризе; икона вставлена в деревянный с резьбою вызолоченный киот». Как указано в надписи на иконе, это список образа, созданного в 1735 г. для ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в Аргамаченской слободе Ельца. По преданию, икона поступила в Вознесенский собор из Свято-Троицкого мон-ря. Известно о том, что она поновлялась в 1779 г. К иконе был устроен ступенчатый всход из белого мрамора, украшенный мозаикой. На стене над иконостасом левого придела во имя блгв. вел. кн. Александра Невского в 1887 г. худож. А. И. Корзухиным был написан образ полного извода.
В елецком Знаменском жен. монастыре в нижней церкви Знаменского собора за левым клиросом в киоте под стеклом находилась Е. А. и. По описанию, сделанному в 1895 г., на иконе «Матерь Божия стоит на облаках, окруженная воинством Ангелов. Десною рукою она указует на изображение внизу, с правого угла иконы,- сонма Святителей у стен Московского Кремля, торжественно сретающих образ Богоматери, принесенный из Владимира; левою же рукой как бы грозит стоящему во всеоружии тут внизу с левой Ея стороны Тамерлану, в ужасе смотрящему вверх на Богоматерь. Образ этот 1 аршин вышины и 13 вершков ширины (71×58 см.- Авт.) в вызолоченном киоте. Точно такая же св. икона Елецкой Божией Матери в иконостасе в Елецком Троицком и в церкви Аргамаченской слободы» (Геронтий (Кургановский). 1895. С. 46).
В Троицком соборе (1820-1836) елецкого Троицкого мон-ря по левую сторону царских врат находился «Образ Пресвятыя Богородицы Елецкия в изящном киоте столярной работы, украшен сребропозлащенной ризой» (Он же. 1894. С. 39-40). Риза была создана на средства ельчанина купца П. К. Горшкова (Былое. П., 1911. С. 10-11. Ил. на титульном листе и на с. 11).
Е. А. и. была написана в 1915 г. на холсте для иконостаса ц. в честь Елецкой иконы Божией Матери в Ельце. В наст. время в храме находится 2 больших размеров иконы краткого извода: в иконостасе на сев. столпе и на сев. центральном столпе с юж. стороны.
Список Е. А. и. упоминается среди святынь ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери (Клоков, Найдёнов, Новосельцев. 2007. С. 236).
По сведениям настоятеля Вознесенского собора прот. Василия Романова, полного извода икона живописного письма была найдена «в груде старых икон» в 2006 г. и помещена в Великокняжеской ц. Ельца.
Появившиеся со 2-й пол. XIX в. в Ельце посвящения храмов и престолов в честь Елецкой иконы, очевидно, связаны с прославлением Е. А. и. В Вознесенском соборе Ельца, построенном по проекту К. А. Тона (1845-1889), в честь Елецкой иконы был освящен придел. К храму Рождества Пресв. Богородицы в Аргамаченской слободе (1789) было пристроено 2 придела, один из к-рых освящен в честь Елецкой иконы (1871-1875). В окт. 1890 г. в городскую думу ельчанами было подано прошение о возведении в преддверии 500-летия со дня явления в 1395 г. в Ельце Богородицы храма с главным престолом в честь Елецкой иконы. В 1892 г. архит. А. С. Каминским был создан проект храма. Его возведение в районе устья р. Лучок началось в 1893 г. и окончено только в 1913 г. (в 1929 закрыт, в 1989 передан РПЦ, в 1991 возобновились богослужения, в 1992 присвоен статус памятника регионального значения). Главный престол в расхождение с первоначальным замыслом был освящен 26 нояб. 1915 г. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, а правый - в честь Елецкой иконы и прор. Осии. Тем не менее для ельчан храм, 2-й по величине в городе, до сего дня остается ц. в честь Елецкой иконы. В сер. 90-х гг. XX в., после возобновления богослужений в храме, главный престол был освящен иерейским чином в честь Елецкой иконы.